Методика расследования налоговых преступлений


Это во многом определяет способы совершения данных преступлений, их следовую картину, отражающуюся в налоговой и бухгалтерской документации, круг субъектов данных преступлений, место и временной период их совершения. Структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений по своему содержанию существенно отличаются от аналогичных элементов других видов экономических преступлений, что определяет отличия методики расследования налоговых преступлений от методик расследования иных экономических деяний.

Наибольшее криминалистическое значение имеют сведения: об особенностях предмета налогового преступления, способе и механизме его совершения, характере и локализации следов, обстановке совершения преступления, а также типовых (личностных) данных налогового преступника. Один из источников этой информации — сведения, содержащиеся в нормативных документах, регулирующих порядок формирования, исчисления и уплаты налогов, круг субъектов налогообложения и т.д.
В России действует многоуровневая система налогообложения.

Справка Свердловского областного суда за 2007 год по результатам обобщения практики рассмотрения дел о налоговых преступлениях

Применительно к ст.

198 Уголовного кодекса Российской Федерации — это физическое лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и уплате в бюджет налогов и сборов и представлению в налоговые органы декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, а также законный или уполномоченный представитель налогоплательщика (ст. 26, 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации).К числу субъектов преступления, предусмотренного ст.

199 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся не только руководитель и главный бухгалтер организации-налогоплательщика, в обязанности которых входит обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а также подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, но и лица, которые

§ 1. Проверка сообщений о

Шапиро, считающей, что с позиции налогообложения документ — это письменный акт, форма и содержание которого отражают размер полученного дохода (расхода) и правильность перечисления обязательного взноса в соответствующий бюджет.

В таком определении следует уточнить, что документ «должен содержать определенные реквизиты и отражать хозяйственные операции, и другие факты, с которыми закон связывает наступление экономико-правовых последствий». Содержание экономической информации, отраженной в документах и характеризующей хозяйственные операции налогоплательщика может составить представление о полноте исчисления и своевременности уплаты налогов хозяйствующим субъектом.
То есть, посредствам использования такой информации в ходе проведения проверки органы внутренних дел могут осуществлять документальный контроль за деятельностью налогоплательщика и выявить совершенное им налоговое преступление или правонарушение.

Направление налоговыми органами материалов в следственные органы (Рябинин В.В.)

4 ст.

69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за неуплату налогов и сборов:- ст.

198 УК РФ — за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;- ст. 199 УК РФ — за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;- ст.

199.1 УК РФ — за неисполнение обязанностей налогового агента;- ст. 199.2 УК РФ — за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.В целях реализации изложенных положений закона в соответствии с п.

3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения

Тесты для самоконтроля. 1. Налоговое преступление считается оконченным с момента

Минфин Б.

Федеральную службу безопасности В. Министерство внутренних дел 5. Камеральные налоговые проверки – это … А. выездные налоговые проверки Б. проверки, проводимые по месту нахождения налогоплательщика В. проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа 6. Налогооблагаемая база – это … А. налоговая ставка Б. стоимость реализованных товаров В.

сумма, с которой взимается налог 7. Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления … А.

юридическим лицом Б. физическим лицом В. лицом, не достигшим 16 лет 8. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления … А.

юридическим лицом Б. физическим лицом В. лицом, не достигшим 16 лет 9. К типичным источникам информации о налоговых преступлениях относятся данные … А.

налоговых проверок Б. оперативно-розыскной деятельности В. прокуратуры и суда Г. должностных лиц предприятия 10.

Методика выявления налоговых преступлений

Следует отметить, что к неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые могут трактоваться как небрежность, отсутствие профессионализма. К числу неявных признаков относятся нарушения: правил учета и отчетности, правил ведения кассовых операций, правил списания товарно-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.

К числу явных признаков налогового преступления следует отнести: полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее документальному отражению; несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных учетных, учетных — отчетных; наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправления, подчистки, замена страниц и т. д.); уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчетных); инсценировка несчастного случая (пожар, затопление), банкротства или кражи [22.6].

Учитывая специфику признаков налоговых преступлений

Особенности проверки сообщения о налоговом преступлении

Если же органами внутренних дел были выявлены обстоятельства, требующие совершения действий, отнесённых Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов, то, в соответствии с п.п.

34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств, материалы должны быть направлены в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Налоговый орган, получив указанные материалы, в свою очередь обязан: а) провести проверку исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) требований налогового законодательства; б) в случае, если при проведении налоговой проверки выявлены нарушения налогового законодательства, вынести решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за соответствующее налоговое правонарушение (например, предусмотренное ст.
122, 123 или 125 Налогового кодекса); в)

Глава 35. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

198 УК РФ, – это физические лица, российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, имеющие самостоятельный доход и обязанные в соответствии с законодательством декларировать его.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, – это, как правило, руководители предприятий, учреждений, организаций, а соучастниками налоговых преступлений могут быть и иные служащие организаций (главный бухгалтер, кассир, товаровед и др.). Основными носителями документальной информации о налоговых преступлениях являются налоговая декларация физического лица и бухгалтерские документы организаций.

Согласно ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и производственных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Процессуальные действия по выявлению налоговых преступлений

Для этого в первую очередь требуется установить наличие факта неуплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере не менее крупного (200 минимальных размеров оплаты труда — физическим лицом, 1000 МРОТ — организацией) в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах. Данное обстоятельство должно быть подтверждено доказательством, свидетельствующим о совершении налогового правонарушения.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением является деяние, совершенное виновно в нарушение законодательства о налогах и сборах.

Обнаружение этого вида правонарушения фиксируется актом налоговой проверки (ч.